Специалист по ведению переговоров Майкл Уилер обнаружил, что ему есть чему поучиться у чистильщика обуви.
«Об искусстве ведения переговоров я многое узнал от своего коллеги Пола Леви. Он рассказывал об огромных сделках, которые ему приходилось заключать, управляя проектом очистки бостонской гавани стоимостью $5 млрд. Затем он возглавлял один из ведущих госпиталей Бостона, где придумывал очень изобретательные соглашения с поставщиками, врачами и правительственными агентствами. При всем при этом Пол обладает способностью разглядеть возможность поучиться переговорной практике в самой заурядной, повседневной жизни.
Недавно он поделился со мной историей про одного нью-йоркского чистильщика обуви.
В центре Манхэттена полно уличных торговцев, конкурирующих за внимание прохожих. У них есть всего несколько секунд, чтобы завладеть вниманием потенциального клиента до того, как тот пронесется мимо. Пол был заворожен техникой, которую использует этот человек. Он чистит кому-нибудь обувь и одновременно посматривает на проходящих мимо людей. Установив с будущей «жертвой» зрительный контакт, он, будто рыбак, произносит невероятно отточенную фразу. Наживку для крючка он подбирает каждому индивидуально.
«Ну когда же вы займетесь своей обувью?»
«Ты ее любишь? А что будем делать с ботинками?»
«Вы эгоист? Подумайте о своей обуви».
Пол похвалил его за умение разбираться в людях. На что получил ответ: «У меня есть только три секунды, чтобы установить контакт».
Как делается этот бизнес? Уличным торговцам необходимо остановить вас и отвлечь от дела, которым вы заняты. Главный фокус – нацелиться на конкретного человека. Классическим социальным экспериментом доказано, что если вы будете лежать на тротуаре, переполненном пешеходами, и отчаянно звать на помощь, все пройдут мимо. Ваши шансы получить помощь значительно возрастут, если вы скажете: «Эй, вы, в коричневом пальто! Помогите мне. У меня сердечный приступ».
Также и в торговле. Привлекать внимание надо индивидуально. Кричать: «Чищу обувь! Почистите у меня обувь!»- бесполезно.
И наш чистильщик всё это прекрасно знает. Он ловит ваш взгляд и затем за минимальное время формулирует индивидуальный вопрос. Для него очевидно, что вам действительно нужно почистить обувь (в этом он, без сомнения, профи). Его фразы разные, но, по сути, он всем говорит одно и то же: «Слушай, ну ты же не тот человек, который хочет, чтобы его видели в грязных ботинках, а?»
И дело не только в том, что он говорит, но и в том, как. Он уверен в себе (что понятно, ведь это Нью-Йорк). Но в то же время он приглашает к диалогу, намекая, что вы оба знаете, что ваша обувь в запущенном состоянии. Особую силу его слова приобретают из-за того, что он их произносит в тот момент, когда чистит обувь кому-то другому. Он как бы сообщает: «Я занят сейчас, потому что у меня нет отбоя от клиентов, ведь я очень хорошо делаю свою работу. Но подожди немного, и я помогу и тебе».
Этот рассказ Пола иллюстрирует три важных правила для любых переговоров, не важно, ведете ли вы их три секунды или целый день.
1. Вы никуда не продвинетесь, пока не завладеете вниманием собеседника. Даже если он сидит напротив вас за столом, он может думать совершенно не о том, что вас интересует. Надо правильно подобрать наживку, чтобы вовлечь его в разговор.
2. Никогда не задавайте вопросы, на которые легко ответить «нет». Если чистильщик обуви будет просто спрашивать «Хотите почистить обувь?», люди просто пройдут мимо. Вместо этого он заставляет их задуматься над вопросом, почему они не хотят выглядеть самым лучшим образом?
3. Чтобы увлечь кого-нибудь, надо самому быть увлеченным. Посмотрите еще раз на портрет нашего героя – он улыбается, у него прямой, умный взгляд, он жестикулирует. Не ждите, что с вами кто-то будет общаться, если вы демонстрируете равнодушие.
Эти принципы применимы во всех случаях, когда вы хотите кого-нибудь заставить купить товар, услуги или идею, о которых еще секунду назад ваш собеседник даже не думал. Они работают и в тех случаях, когда вы хотите предотвратить совершение каких-либо действий, например, остановить солдата, которые направил на вас оружие.
В заключение, небольшой постскриптум. Как вы, наверное, уже догадались, Пол разузнал все тайны нью-йоркского чистильщика обуви, пока тот чистил его обувь. Как же он поймал моего друга? В тот момент, когда Пол проходил мимо, он грустно покачал головой и произнес: «Эх, бедные туфли…».
Автор – Майкл Уилер, профессор Гарвардской школы бизнеса, автор книги «Искусство переговоров».
«Об искусстве ведения переговоров я многое узнал от своего коллеги Пола Леви. Он рассказывал об огромных сделках, которые ему приходилось заключать, управляя проектом очистки бостонской гавани стоимостью $5 млрд. Затем он возглавлял один из ведущих госпиталей Бостона, где придумывал очень изобретательные соглашения с поставщиками, врачами и правительственными агентствами. При всем при этом Пол обладает способностью разглядеть возможность поучиться переговорной практике в самой заурядной, повседневной жизни.
Недавно он поделился со мной историей про одного нью-йоркского чистильщика обуви.
В центре Манхэттена полно уличных торговцев, конкурирующих за внимание прохожих. У них есть всего несколько секунд, чтобы завладеть вниманием потенциального клиента до того, как тот пронесется мимо. Пол был заворожен техникой, которую использует этот человек. Он чистит кому-нибудь обувь и одновременно посматривает на проходящих мимо людей. Установив с будущей «жертвой» зрительный контакт, он, будто рыбак, произносит невероятно отточенную фразу. Наживку для крючка он подбирает каждому индивидуально.
«Ну когда же вы займетесь своей обувью?»
«Ты ее любишь? А что будем делать с ботинками?»
«Вы эгоист? Подумайте о своей обуви».
Пол похвалил его за умение разбираться в людях. На что получил ответ: «У меня есть только три секунды, чтобы установить контакт».
Как делается этот бизнес? Уличным торговцам необходимо остановить вас и отвлечь от дела, которым вы заняты. Главный фокус – нацелиться на конкретного человека. Классическим социальным экспериментом доказано, что если вы будете лежать на тротуаре, переполненном пешеходами, и отчаянно звать на помощь, все пройдут мимо. Ваши шансы получить помощь значительно возрастут, если вы скажете: «Эй, вы, в коричневом пальто! Помогите мне. У меня сердечный приступ».
Также и в торговле. Привлекать внимание надо индивидуально. Кричать: «Чищу обувь! Почистите у меня обувь!»- бесполезно.
И наш чистильщик всё это прекрасно знает. Он ловит ваш взгляд и затем за минимальное время формулирует индивидуальный вопрос. Для него очевидно, что вам действительно нужно почистить обувь (в этом он, без сомнения, профи). Его фразы разные, но, по сути, он всем говорит одно и то же: «Слушай, ну ты же не тот человек, который хочет, чтобы его видели в грязных ботинках, а?»
И дело не только в том, что он говорит, но и в том, как. Он уверен в себе (что понятно, ведь это Нью-Йорк). Но в то же время он приглашает к диалогу, намекая, что вы оба знаете, что ваша обувь в запущенном состоянии. Особую силу его слова приобретают из-за того, что он их произносит в тот момент, когда чистит обувь кому-то другому. Он как бы сообщает: «Я занят сейчас, потому что у меня нет отбоя от клиентов, ведь я очень хорошо делаю свою работу. Но подожди немного, и я помогу и тебе».
Этот рассказ Пола иллюстрирует три важных правила для любых переговоров, не важно, ведете ли вы их три секунды или целый день.
1. Вы никуда не продвинетесь, пока не завладеете вниманием собеседника. Даже если он сидит напротив вас за столом, он может думать совершенно не о том, что вас интересует. Надо правильно подобрать наживку, чтобы вовлечь его в разговор.
2. Никогда не задавайте вопросы, на которые легко ответить «нет». Если чистильщик обуви будет просто спрашивать «Хотите почистить обувь?», люди просто пройдут мимо. Вместо этого он заставляет их задуматься над вопросом, почему они не хотят выглядеть самым лучшим образом?
3. Чтобы увлечь кого-нибудь, надо самому быть увлеченным. Посмотрите еще раз на портрет нашего героя – он улыбается, у него прямой, умный взгляд, он жестикулирует. Не ждите, что с вами кто-то будет общаться, если вы демонстрируете равнодушие.
Эти принципы применимы во всех случаях, когда вы хотите кого-нибудь заставить купить товар, услуги или идею, о которых еще секунду назад ваш собеседник даже не думал. Они работают и в тех случаях, когда вы хотите предотвратить совершение каких-либо действий, например, остановить солдата, которые направил на вас оружие.
В заключение, небольшой постскриптум. Как вы, наверное, уже догадались, Пол разузнал все тайны нью-йоркского чистильщика обуви, пока тот чистил его обувь. Как же он поймал моего друга? В тот момент, когда Пол проходил мимо, он грустно покачал головой и произнес: «Эх, бедные туфли…».
Автор – Майкл Уилер, профессор Гарвардской школы бизнеса, автор книги «Искусство переговоров».
Комментариев нет:
Отправить комментарий